Информатизация - один из ключевых приоритетов развития системы ОМС

Пандемия коронавируса выявила проблемы организации систем здравоохранения во многих странах. Для России также вопрос реформирования системы здравоохранения и ее элементов встает сегодня особенно остро. Эту тему обсуждали в ходе "правительственного часа" в Госдуме РФ.

Так, в систему ОМС более глубоко должны интегрироваться информационные технологии, позволяющие последовательно видеть систему расчетов, персонификацию и понимать, куда направляются средства.

Ситуация с эпидемией коронавирусной инфекции показала, что достигнутый уровень информатизации и унификации в сфере здравоохранения и ОМС остается недостаточным для опережающего ответа на возникающие вызовы. По мнению представителей отрасли, необходимо срочно решать проблемы исполнительской дисциплины в области цифровизации медицинской документации, унифицировать информационные системы, сделав совместимыми информационные платформы субъектов федерации. Не терпит отлагательства действительное введение электронного полиса ОМС и полноценный переход на электронный документооборот. В условиях пандемии - это насущная необходимость.

Конечно, решение всех этих задач уже заложено в федеральный проект "Цифровой контур в здравоохранении", но к сожалению, он пока остается не реализованным. К тому же, ключевая проблема информатизации системы здравоохранения, помимо разрозненности территориальных информплатформ, заключается в том, что страховые медицинские организации не полностью включены в число участников информационного взаимодействия. Именно страховщики напрямую работают с пациентами и лечебными учреждениями, проводят независимую экспертизу медпомощи, отрабатывают обращения и жалобы граждан на доступность и качество оказания медицинской помощи, осуществляют информационное обеспечение застрахованных.

Страховым компаниям для выполнения всех задач, стоящих сегодня перед ними, необходим набор данных о ресурсах, процессе и результатах медицинских вмешательств. Все это требует оперативного доступа к информации, которая формируется в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Включение страховых медицинских организаций в единый информационный контур здравоохранения позволит медицинским страховщикам проводить экспертные мероприятия более оперативно, прозрачно и эффективно. Кроме того, доступ к ЕГИСЗ позволит более полно обеспечить установленное законодательством право застрахованных на выбор лечебного учреждения и врача. В единой информационной системе здравоохранения содержится информация о рейтингах медицинских организаций и медработников. Зная эти рейтинги, страховщики смогут предлагать своим застрахованным наиболее эффективно работающие медучреждения. Это позволит стимулировать развитие конкуренции между лечебными учреждениями, а также между страховыми компаниями - в интересах граждан.